Детское манипулирование порой начинается невинно
и мило: «Подними, я упал!», но со временем превращается в настоящий шантаж:
малыш специально падает, чтобы его поднимали, испытывая свои способности
руководить поведением взрослых (на подсознательном уровне).
Чаще всего к манипуляции родителями склонны дети,
которые недополучают заботу и ласку со стороны взрослых. Таким образом, через
манипуляцию, ребенок пытается привлечь к себе внимание. Если хитрость
сработала, малыш сознательно или бессознательно будет снова и снова повторять
действия.
Распознавая признаки манипулятивного поведения
ребенка, родители умиляются, принимая это за «лидерство», «артистизм». По этому
поводу есть замечательная арабская пословица: «То, что произошло один раз –
случайность. То, что повторилось дважды – закономерность». Это означает, что
если поведение ребенка в какой-то ситуации начинает вами угадываться, то
ребенок уже создал свой сценарий, в котором вам отведена определенная роль.
Каковы
же самые частые уловки, которые используют дети, чтобы повлиять на взрослых?
Слезы.
Зачастую
детские слезы – это лишь способ, который оказался эффективным для манипуляции
родителями. Если вы заподозрили, что ребенок пытается таким образом управлять
вами, понаблюдайте, в каких ситуациях он начинает плакать. Если слезы
проявляются только после родительского запрета или ограничения в чем-то,
значит, это уловка, чтобы еще раз попытаться получить желаемое. Вероятно, в
каких-то ситуациях родители уступили плачущему ребенку, и он принял этот стиль
управления взрослыми как возможность добиться своего.
Что
делать?
Важно
отразить чувства ребенка: «Тебе грустно, ты расстроен» и сосредоточиться на
своих: сочувствие – это прекрасно, но, если вы ощущаете себя виноватым и,
руководствуясь этим чувством, идёте на поводу у ребенка – значит, что-то пошло
не так. Можно сказать ребенку о том, что вы сочувствуете ему, но разрешить еще
гулять не можете или попробовать прийти к компромиссу (скажем, договориться еще
о 10 минутах прогулки).
Истерика.
Если
ребенок впервые закатил истерику в людном месте, например, в магазине игрушек,
и ему купили желаемую игрушку, скорее всего, он еще не раз попытается получить
то, что хочет, точно таким же способом.
Что
делать?
Главное,
держите себя в руках, ведь ребенок пытается вывести вас из состояния
равновесия. Важно проигнорировать истерику и отойти на некоторое расстояние.
Можно быстро увести ребенка от предмета его желания. Попробуйте с ним
поговорить, а если он не реагирует на слова, просто постойте рядом, пока он не
успокоится. Помните, что, поддавшись на такую провокацию один раз, вы будете
поддерживать в ребенке уверенность, что он может манипулировать всегда, всего
лишь повалившись на пол и взбрыкнув ногами.
Агрессия.
Когда
ребенок проявляет агрессию или раздражительность, его цель – показать родителям
спектакль, в котором после занавеса вы должны будете выполнить все его заветные
желания.
Что
делать?
Против
шантажа лучшее средство – демонстрация безразличия. Четко выказанное
недовольство поведением любимого чада и последующий уход из комнаты позволит
унять маленького скандалиста. Увидев, что сцена не заладилась, малыш сам
откажется от идеи таким образом добиваться желаемого.
Медлительность.
Быть
копушей – еще один возможный способ манипулировать родителями. Цель такого
поведения – дать понять взрослым, что они сделали бы те же самые действия
быстрее, чем если будут ждать ребенка. Ребенок также может долго одеваться,
надеясь, что родители отстанут от него и не поведут в садик.
Что делать?
Задайте четкие временные рамки для ребенка. Например, скажите, что если он не успеет сделать что-то, то останется без прогулки. В случае с детским садом дайте понять, что идти ему все равно придется, пусть даже и с опозданием. Очень важно в противодействии медлительности показать ребенку, что вы неукоснительно будете выполнять свои обещания. То есть, если вы сказали, например, что ребенок останется без десерта, если не успеет что-то сделать, то обязательно выполните это.
Перекладывание вины
Перекладывание вины на несуществующего или существующего друга, или на кошку, которая разбила вазу, или еще на кого-либо является весьма популярной уловкой, с помощью которой дети пытаются избежать наказания.
Что делать?
Можно обозначить, из-за какого чувства он не признает свою вину: «Тебе стыдно (страшно, ты чувствуешь вину…»), а также пообещать, не ругать за правду и обязательно выполнить свое обещание.
Травматизм и болезни
Способов воздействия на родителей с помощью возникновения проблем со здоровьем много, начиная от симуляции симптомов заболевания до появления настоящей болезни. Малыш может специально или подсознательно причинять себя боль, чтобы вызвать сострадание и внимание родителей.
Что делать?
Ведите себя сдержанно и спокойно, давая понять ребенку, что ничего непоправимого и страшного не случилось. Сохраняйте позитив, похвалите ребенка за то, что он так быстро взял себя в руки, когда упал или ударился.
Самые распространенные слова-манипуляции, чтобы добиться желаемого:
– А мама мне разрешает! (применяется, когда мамы нет дома).
– Я больше никогда так не буду.
– Купи мне это, а я обязательно…
– А у Васьки таких три…
– Ты самая лучшая в мире! (или, наоборот, самая плохая!).
– Я от вас уйду!
– Ну, пожаааалуйста…
Конечно, это не значит, что с детьми нужно вести себя всегда так, чтобы они от нас никогда ничего не могли добиться. Ребенок попросил – папа или мама купили и это совершенно нормально. Но важно отличать нормальную просьбу от манипуляции. Помните, что когда мы даем детям возможность манипулировать собой, мы теряем не только себя, но и контакт с ребенком, который остается одиноким.
Задайте четкие временные рамки для ребенка. Например, скажите, что если он не успеет сделать что-то, то останется без прогулки. В случае с детским садом дайте понять, что идти ему все равно придется, пусть даже и с опозданием. Очень важно в противодействии медлительности показать ребенку, что вы неукоснительно будете выполнять свои обещания. То есть, если вы сказали, например, что ребенок останется без десерта, если не успеет что-то сделать, то обязательно выполните это.
Перекладывание вины
Перекладывание вины на несуществующего или существующего друга, или на кошку, которая разбила вазу, или еще на кого-либо является весьма популярной уловкой, с помощью которой дети пытаются избежать наказания.
Что делать?
Можно обозначить, из-за какого чувства он не признает свою вину: «Тебе стыдно (страшно, ты чувствуешь вину…»), а также пообещать, не ругать за правду и обязательно выполнить свое обещание.
Травматизм и болезни
Способов воздействия на родителей с помощью возникновения проблем со здоровьем много, начиная от симуляции симптомов заболевания до появления настоящей болезни. Малыш может специально или подсознательно причинять себя боль, чтобы вызвать сострадание и внимание родителей.
Что делать?
Ведите себя сдержанно и спокойно, давая понять ребенку, что ничего непоправимого и страшного не случилось. Сохраняйте позитив, похвалите ребенка за то, что он так быстро взял себя в руки, когда упал или ударился.
Самые распространенные слова-манипуляции, чтобы добиться желаемого:
– А мама мне разрешает! (применяется, когда мамы нет дома).
– Я больше никогда так не буду.
– Купи мне это, а я обязательно…
– А у Васьки таких три…
– Ты самая лучшая в мире! (или, наоборот, самая плохая!).
– Я от вас уйду!
– Ну, пожаааалуйста…
Конечно, это не значит, что с детьми нужно вести себя всегда так, чтобы они от нас никогда ничего не могли добиться. Ребенок попросил – папа или мама купили и это совершенно нормально. Но важно отличать нормальную просьбу от манипуляции. Помните, что когда мы даем детям возможность манипулировать собой, мы теряем не только себя, но и контакт с ребенком, который остается одиноким.
Комментариев нет:
Отправить комментарий