Развивающие игры

МЕЛКАЯ МОТОРИКА





1. Ребенок опускает кисти рук в сосуд, заполненный каким-либо однородным

 наполнителем (вода, песок, различные крупы, дробинки, любые мелкие предметы) и

 как бы перемешивает содержимое. Затем ему предлагается сосуд с другой фактурой

 наполнителя. После нескольких проб ребенок с закрытыми глазами опускает руку в 

предложенный сосуд и старается отгадать его содержимое, не ощупывая пальцами его 

отдельные элементы.


2. Опознание фигур, цифр или букв, "написанных" на правой и левой руке.





3. Опознание предмета, буквы, цифры на ощупь поочередно правой и левой рукой.



 Более сложный вариант - ребенок одной рукой ощупывает предложенный предмет, а 

другой рукой (с открытыми глазами) его зарисовывает.



4. Лепка из пластилина геометрических фигур, букв, цифр. Для детей школьного



 возраста лепка не только печатных, но и прописных букв. Затем опознавание 

слепленных букв с закрытыми глазами.



5. Исходное положение - сидя на коленях и на пятках. Руки согнуты в локтях, ладони 



повернуты вперед. Большой палец противопоставлен остальным. Одновременно двумя 

руками делается по два шлепка каждым пальцем по большому пальцу, начиная от 

второго к пятому и обратно.



6. "Резиночка". Для этого упражнения можно использовать резинку для волос 



диаметром 4-5 сантиметров. Все пальцы вставляются в резинку. Задача состоит в том, 

чтобы движениями всех пальцев передвинуть резинку на 360% сначала в одну, а затем 
 в другую сторону. 

Выполняется сначала одной, потом другой ру6кой.



7. Перекатывание карандаша между пальцами от большого к мизинцу и обратно 



 поочередно каждой рукой.


8. Игра "Разноцветные снежинки" (возраст - 4 года). Направлена на развитие мелкой

  моторики рук, формирование аккуратности.



Материал: фломастеры, белая бумага, ножницы.



Ведущий показывает, как сделать снежинки из листов бумаги, прорезая их. После того



 как дети сделают много разных снежинок, он говорит, что снежинки получились хоть 

и разные, но одноцветные. Тут пришли друзья-фломастеры и подарили снежинкам 

разноцветные платья. Ведущий просит детей раскрасить снежинки.



Т.к. снежинки получаются ажурными, необходимо, чтобы бумага была попрочнее. 



Движения по закрашиванию влияют на развитие мелкой моторики рук.


9. "Повтори движение" (вариант игры Б. П. Никитина "Обезьянки")



Взрослый, садясь напротив ребенка, делает пальцами своей руки какую-либо "фигуру"



 (какие-то пальцы согнуты, какие-то выпрямлены - любая комбинация). Ребенок 

должен точно в такое же положение привести пальцы своей руки - повторить 

"фигуру". Задание здесь усложняется тем, что ему ее еще необходимо зеркально

 отразить (ведь взрослый сидит напротив). Если данное задание вызывает у ребенка 

сложности, то сначала можно потренироваться, проводя упражнение сидя рядом (а не

напротив ребенка). Так ему будет легче копировать положение пальцев руки.



10. Игры с рисованием.



Если у ребенка плохо развита мелкая моторика и ему трудно обучаться письму - то 



можно поиграть в игры с рисованием. Скажем, обводить наперегонки квадратики или 

кружочки или продвигаться по нарисованному заранее лабиринту (наиболее 

интересно, когда ребенок рисует лабиринт для родителя, а родитель - для ребенка.

 И каждый старается нарисовать позапутаннее). Сейчас в продаже есть много разных 

трафаретов всевозможных геометрических фигур, животных, но, в принципе, их легко 

изготовить и самим.



11. Игры с предметами домашнего обихода.



Достоинством приведенных ниже игр на развитие мелкой моторики у детей является 



то, что для их проведения не требуются какие-то специальных игрушки, пособия и т.п. 

В играх используются подручные материалы, которые есть в любом доме: прищепки,

пуговицы, бусинки, крупа и т.д.



Возьмите яркий поднос. Тонким равномерным слоем рассыпьте по подносу любую



 мелкую крупу. Проведите пальчиком ребенка по крупе. Получится яркая контрастная 

линия. Позвольте малышу самому нарисовать несколько хаотических линий. Затем 

попробуйте вместе нарисовать какие-нибудь предметы (забор, дождик, волны), буквы 

и т.д.



Подберите пуговицы разного цвета и размера. Сначала выложите рисунок сами, затем 



попросите малыша сделать то же самостоятельно. После того, как ребенок научится 

выполнять задание без вашей помощи, предложите ему придумывать свои варианты 

рисунков. Из пуговичной мозаики можно выложить неваляшку, бабочку, снеговика, 

мячики, бусы и т.д.



Дайте ребенку круглую щетку для волос. Ребенок катает щетку между ладонями, 



приговаривая:


"У сосны, у пихты, елки



Очень колкие иголки.

Но еще сильней, чем ельник,

Вас уколет можжевельник".



Возьмите решетку для раковины (обычно она состоит из множества клеточек). Ребенок 



ходит указательным и средним пальцами, как ножками, по этим клеткам, стараясь 

делать шаги на каждый ударный слог. "Ходить" можно поочередно то одной, то другой

 рукой, а можно - и двумя одновременно, говоря:



"В зоопарке мы бродили,



К каждой клетке подходили

И смотрели всех подряд:

Медвежат, волчат, бобрят".



Берем пельменницу. Ее поверхность, как вы помните, похожа на соты. Малыш двумя 



пальцами (указательным и средним) изображает пчелу, летающую над сотами:


"Пальцы, как пчелы, летают по сотам



И в каждую входят с проверкою: что там?

Хватит ли меда всем нам до весны,

Чтобы не снились голодные сны?".



Насыпаем в кастрюлю 1 кг гороха или фасоли. Ребенок запускает туда руки и 



изображает, как месят тесто, приговаривая:


"Месим, месим тесто,



Есть в печи место.

Будут-будут из печи

Булочки и калачи".



Насыпаем в кружку сухой горох. Ребенок на каждый ударный слог перекладывает



 горошины по одной в другую кружку. Сначала одной рукой, затем двумя руками 

одновременно, попеременно большим и средним пальцами, большим и безымянным, 

большим и мизинцем. Четверостишия подбираются любые.



Насыпаем горох на блюдце. Ребенок большим и указательным пальцами берет 



горошину и удерживает ее остальными пальцами (как при сборе ягод), потом берет 

следующую горошину, потом еще и еще - так набирает целую горсть. Можно делать 

это одной или двумя руками.



Две пробки от пластиковых бутылок кладем на столе резьбой вверх. Это - "лыжи". 



Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги. Двигаемся на "лыжах", делая 

по шагу на каждый ударный слог:



"Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы,



Мы любим забавы холодной зимы".


То же самое можно попробовать проделать двумя руками одновременно.



Ребенок собирает спички (или счетные палочки) одними и теми же пальцами разных



 рук (подушечками): двумя указательными, двумя средними и т.д.


Строим "сруб" из спичек или счетных палочек. Чем выше и ровнее сруб, тем лучше.



Бельевой прищепкой (проверьте на своих пальцах, чтобы она не была слишком тугой) 



поочередно "кусаем" ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и обратно) на 

ударные слоги стиха:



"Сильно кусает котенок-глупыш,



Он думает, это не палец, а мышь. (Смена рук.)

Но я же играю с тобою, малыш,

А будешь кусаться, скажу тебе: "Кыш!".



Берем веревку (толщиной с мизинец ребенка) и завязываем на ней 12 узлов. Ребенок, 



перебирая узлы пальцами, на каждый узел называет месяц года по порядку. Можно

 сделать подобные приспособления из бусин, пуговиц и т.д





Натягиваем веревку на уровне плеч ребенка и даем ему несколько бельевых 

прищепок. 



На каждый ударный слог ребенок цепляет прищепку к веревке:


"Прищеплю прищепки ловко



Я на мамину веревку".


Ребенок комкает, начиная с уголка, носовой платок (или полиэтиленовый мешочек) 



так, чтобы он весь уместился в кулачке.


Ребенок катает грецкий орех между ладонями и приговаривает:



"Я катаю мой орех,



Чтобы стал круглее всех".


Два грецких ореха ребенок держит в одной руке и вращает их один вокруг другого.



12. Игры - шнуровки Марии Монтессори:



- развивают сенсомоторную координацию, мелкую моторику рук;



- развивают пространственное ориентирование, способствуют пониманию понятий 

"вверху", "внизу", "справа", "слева";

- формируют навыки шнуровки (шнурование, завязывание шнурка на бант);

- способствуют развитию речи ;

- развивают творческие способности.

В играх с шнурованием также развивается глазомер, внимание, происходит укрепление 

пальцев и всей кисти руки(мелкая моторика), а это в свою очередь влияет на 

формирование головного мозга и становления речи. А также, что не маловажно, игры-

шнуровки Монтессори косвенно готовят руку к письму и развивают усидчивость.



Познают мир "руками" не только крохотные малыши - игрушки, которые требуют 



работы кисти, пальцев полезны и детям постарше. Мария Монтессори почти сто лет

 назад давала своим детям кусочки кожи с дырками и шнурки - и руки развивает, и 

сосредотачиваться учит, и в жизни пригодится. Нам, в отличие от Монтессори, не 

придется сидеть с ножницами и тряпочками. Можно просто купить "игру-шнуровку" -

 набор из разноцветных шнурков и башмака, пуговицы, "куска сыра" или какой-нибудь 

еще деревянной штуки с дырками. Иногда к ним прилагается еще и деревянная иголка. 

Представляете, как приятно девочке заполучить запретные иголку с ниткой и стать 

"совсем как мама".



Следует помнить, что развитие тонкой координации движений и ручной умелости 



предполагает известную степень зрелости структур головного мозга, от них зависит 

управление движениями руки, поэтому ни в коем случае нельзя ребёнка заставлять.



Чем можно объяснить тот факт, что сейчас появилось так много игрушек-шнуровок? 



Ведь у теперешних родителей в детстве таких игрушек не было, тем не менее, выросли

 они нормальными людьми. Возникает недоумение, зачем это все надо?



Оказывается, что у большинства современных детей отмечается общее моторное 



отставание, в особенности у детей городских. Вспомните, сейчас даже в детские сады 

просят приносить обувь на липучках, чтобы воспитателям не брать на себя труд учить

 ребенка завязывать шнурки. Еще 20 лет назад родителям, а вместе с ними и детям,

 приходилось больше делать руками: перебирать крупу, стирать белье, вязать, 

вышивать. Сейчас же на каждое занятие есть по машине.



Следствие слабого развития общей моторики, и в частности - руки, общая 



неготовность большинства современных детей к письму или проблем с речевым 

развитием. С большой долей вероятности можно заключать, что если с речью не все в 

порядке, это наверняка проблемы с моторикой.



Однако даже если речь ребенка в норме - это вовсе не значит, что ребенок хорошо



 управляется со своими руками. Если в возрасте 4-5 лет завязывание шнурков 

вызывает у ребенка затруднения, а из пластилина кроме шариков и колбасок ничего 

не лепится, если в 6 лет пришивание настоящей пуговицы - невыполнимая и опасная 

задача - значит, и ваш ребенок не исключение.



К сожалению, о проблемах с координацией движений и мелкой моторикой



 большинство родителей узнают только только перед школой. Это оборачивается 

форсированной нагрузкой на ребенка: кроме усвоения новой информации, приходится 

еще учиться удерживать в непослушных пальцах карандаш.




Игры для развития наблюдательности 

детей 2-3 лет.


1. Игра "Чего нет?"
На полу разложите несколько игрушек. Попросите малыша отвернуться, и уберите одну игрушку. Повернувшись ребенок должен угадать, какая игрушка исчезла. Ребенок растет - усложняются правила. Увеличивайте количество принимающих в игре игрушек, а также убирайте за раз ни один предмет, а два-три.

2. Игра "Сортируем игрушки".
Предлагайте малышу сортировать игрушки по каким-либо признакам. Например, из общего числа разложенных на полу игрушек нужно выбрать только машинки или солдатиков. Или разложить игрушки по цветам, или форме.

3. Игра "Что появилось?"
Вместе с ребенком нарисуйте какую-нибудь картину - лес, речку, цветы, дома, зверей. Пусть малыш хорошо рассмотрит ее и отвернется. А вы что-нибудь добавьте в рисунок - нарисуйте грибочек, бабочку, птичку. Малыш должен найти новый элемент.

4. Игра "Делай как я"
Совершаем какие-нибудь несложные движения и ребенок должен повторить их в той же последовательности, Например: три прыжка, два прихлопа, три притопа и т.п.

5. Игра "Что лишнее"
Показываем ребенку 4 картинки, три из них объединены общим признаком (животные, одежда, посуда), а четвертая лишняя (птица, цветок). Малыш должен найти лишнюю картинку.
Старайтесь чередовать разные игры и занятия. Рисование, лепка, игра в конструктор, подвижные игры в мяч.

Игры на развитие творческого воображения

 детей 3 - 4 лет.




«Облака, белогривые лошадки...»

Игра развивает творческое воображение, целостное восприятие.

Как играть: понаблюдайте за облаками. На что они похожи? Какие они? Веселые, 

грустные? Почему? Фантазируйте вместе с ребенком. Поощряйте его.

Закрепляем: нарисуйте облако и спросите ребенка, на что оно похоже. На лошадку? 


Тогда дорисуйте хвост. На зайчика? Дорисуйте ушки.

Вспомните песенку «Облака, белогривые лошадки...». А может, облака похожи на


 сказочную птицу? Животное?

Усложняем: сочините сказку про облако. Запишите ее.

Кляксография


Игра на разбитие творческого воображения и целостного восприятия


Необходимый инвентарь: краски, кисть, бумага.


Как играем: на середину листа поставьте кляксу любого цвета (или нескольких цветов).


 Согните лист пополам, кляксой внутрь. Разверните его. Получаются чудесные 

картинки. Просушите лист. На что это похоже? Дорисуйте детали.


Кругольники


Необходимый инвентарь: нарисованные на ватмане круги, квадраты, треугольники.


Как играем: предложите ребенку дорисовать детали. Например, к кругу — длинные 


уши, усы, глаза, нос, зубы; получился зайчик! К квадрату стрелки — получаются часы. 

К треугольнику хвостик — веселая морковка. ® Закрепляем: рисуйте вместе с 

ребенком. Вариантов много (круг — мяч, шар, яблоко, сказочная птица и т. д.). 

Повесьте рисунок на видное место.

«Угадайте, кто я»


Как играем: «Кто я? Что я?» — спрашиваете вы у ребенка и изображаете (жестами, 


мимикой, звуками) поезд, машину, чайник, собаку, медведя, самолет и т. д.

Меняйтесь ролями. В такую игру можно играть долго.


Усложняем: как показать, например, ветер, дерево, радость? А крадущуюся за петухом


 лису, плачущего зайца?

Превращалка


Необходимый инвентарь: предметы без четкого назначения — палочка, брусочек, 


камешек, кубик, картонка и т. п.

Как играем: покажите палочку и спросите ребенка, чем она может быть? (Градусником


 для куклы, карандашом, ложкой.) Придумывайте вместе. Чем больше вариантов, тем

 лучше.

Закрепляем: задайте противоположный вопрос: «Какие предметы можно использовать 


вместо ложки для супа? Вместо машинки?».

Радостные рисунки


Необходимый инвентарь: ватман, альбом, краски, кисть, вода.


Как играем: скажите ребенку, что сегодня будете рисовать радость. Побеседуйте о том,


 когда и отчего бывают радостными дети, взрослые. Например: «Ну а мы всем детским

 садом любим плитку шоколада...» или «Любит зайчик морковку, кузнечик подковку,

 мишка медок, белочка грибок...».

Спросите, когда ребенок бывает рад? Предложите нарисовать радость. Если он


 затрудняется, помогите. Например, ребенок любит смотреть мультипликационные 

фильмы — помогите ему нарисовать их сюжет. Или он может нарисовать улыбающееся

 лицо, лето, игрушку, маму с папой и т. д.

Закрепляем: важно, чтобы сначала ребенок рисовал то, что доставляет радость в его 


представлении. В дальнейшем — то, что может радовать не только людей, но и 

животных и т. д.

Усложняем: а когда море бывает радостным? [Когда светит солнце, летают бабочки, 


лодки в море...) А лес? Когда в лесу много ягод, грибов.) А может, лес радуется зиме? 

Там тихо, все укрыто снегом. А чайник? (Когда в нем кипятят чай.) И т. д.

Кто кем будет?


Игра развивает творческое воображение и мышление


Как играем: спросите у ребенка, кем будет (чем будет): яйцо, цыпленок, мальчик,


 кирпич, желудь, семечко, икринка, мука, больной, слабый?.. Желательно, чтобы 

ребенок дал несколько вариантов ответов. Например, из яйца может быть — птенец, 

крокодил, змея, яичница... А может, сказочная птица, динозавр? Зарисуйте ваши

 ответы и сделайте выставку рисунков.

Закрепляем: в эту игру можно играть каждый день и везде (на улице, в дороге...). 


Можно выбрать другой вариант игры «Кем был (чем был) раньше — цыпленок, дом 

(кирпич), яблоня (семечко)»?..

Усложняем: в дальнейшем берите для игры качества предметов, их материал, их 


развитие, черты характера. Например, кем были (чем были) ваза, шарик, дядя?..

Разговорчивые рисунки


Игра развивает связную речь, творческое воображение.


Необходимый инвентарь: игрушки (сюжетные).


Как играем: для начала можно взять любимые игрушки. Что может рассказать о себе 


кукла? Зайчик? Например, зайчик любит играть в лесу с другими зайчиками. Они 

любят играть в прятки, в мяч. А может, один зайчик потерялся? Как его искали? А

может, его хотел обидеть волк? Как его спасли другие зайчики?

Сначала ребенку нужно обязательно помочь при составлении рассказа наводящими 


вопросами, фразами.


Усложняем: можно взять несколько игрушек, использовать в построении сюжета 


волшебные предметы (волшебную палочку, волшебный клубок, колпачок) или 

волшебные превращения.

«Где мы были, мы не скажем, а что делали - покажем»


Игра учит называть действия словами, развивает творческое воображение, тренирует 


сообразительность

Как играем: взрослый показывает ребенку любое действие (пилит дрова, играет на 


дудочке, рисует и т. д.), а ребенок отгадывает. Неважно, если он назовет не то, что вы 

загадали, — главное, чтобы его ответ был похож на ваши действия.

Закрепляем: пусть ребенок сам показывает действия, а вы отгадываете.


Если свои действия он будет сопровождать мимикой, еще лучше.


Усложняем: можно показать не одно действие, а несколько (например, пьет чай, а


затем моет посуду). В эту игру можно играть часто, она нравится детям. Играть можно

 во дворе и даже в очереди в поликлинике (ведь вы не издаете ни звука).

Как интересно играть с 

машинками.


Разыгрывайте различные ситуации с машинами

Например: они ездят по широким и узким дорогам, доставляют

строительные материалы (геометрические фигуры) на стройку, где

строят круглые, треугольные и т.д. дома. Машины могут возить

цистерны с красками, чтобы красить дома в нужный цвет.

Такси 
Развозите игрушки по домам (очень помогает в уборке), если ребенок

уже умеет считать, можно брать плату за проезд, давать сдачу.

Гараж
Пронумеруйте машины (можно использовать обычные стикеры),

предложите ребенку отвезти их в гараж по порядку (от 1 до хх).

Можно на гараже нарисовать точки, количество которых будет

соответствовать номеру машины.

Семья

Мама-машина, папа-машина, ребенок-машинка. Обыгрывайте

различные ситуации, которые могут с ними произойти, например,

машинка не хочет спать или убегает от мамы на прогулке.

Маршруты

Возьмите рулон обоев и нарисуйте на нем город с дорогами. Поставьте

машину на дорогу и попросите ребенка доехать до указанного дома,

руководствуясь мамиными подсказками – едем прямо, теперь повернем

направо, поехали назад и т.д. А еще можно изучать дорожные знаки,

просто нарисуйте их.

Горка

Очень интересно катать разные машинки с горки. Если делать это на

улице, а машина будет уезжать далеко – малыш ещё и потренируется в

беге. Можно делать измерения с помощью сантиметровой ленты или

верёвочки, ставить флажки или делать отметку палочкой на земле.

Специальная техника

Обыграйте различные ситуации для специальной техники: случился

пожар – едет пожарная машина его тушить, авария на дороге – скорая

 помощь в пути. С машиной-катком, трактором, экскаватором можно

устроить настоящий ремонт дороги.

Магазин

Если ребенку нравится играть в магазин – предложите ему продавать

машины. Кроме привычных для игры в магазин денежных расчетов,

владельцу автосалона представится возможность рассказать все, что он

знает о марках машин, характеристиках и особенностях конкретных

моделей.

Автопарковка


Сами, на скорую руку, с помощью пустых коробок, картона и скотча

сделайте автопарковку. А когда малыш наиграется – не жалко будет

выбросить. Привлеките малыша к строительству: самым маленьким

достаточно будет просто резать картон на кусочки, деткам постарше

будет интересно оказать вам посильную помощь. Покажите ребёнку,

как вы размечаете картон, как работаете линейкой, как склеиваете.

Если ребёнку надоело вам помогать, доделайте парковку сами.


5 игр для развития памяти.

Какие игры предложить малышу, чтобы, помимо развлечения, он еще и развивался?

Память нужно тренировать с раннего детства. Причем делать это можно незаметно для самого ребенка, в игровой форме. Вот несколько вариантов игр на развитие памяти.
Игра 1: «Я беру с собой в поход…»
Количество игроков – не ограниченно. Но чем больше будет участников, тем состязание будет интереснее и веселее. «Я беру с собой в поход… котелок для каши» – говорит первый участник. Следующий ребенок называет другую незаменимую вещь в походе. И так далее, пока участник игры не иссякнет или не ошибется, сказав, например, что в походе необходима кошка. Победителем, таким образом, становится тот, кто обладает более широким запасом слов, хорошим кругозором, сообразительностью. Игра тренирует слуховую память.

Игра 2: «Что пропало?»
Зрительную память, в свою очередь, можно развивать, предложив детям игру «Что пропало?» Разложите перед малышом различные предметы: куклу, кубики, пирамидку, кружку, соску, расческу и т.д. Ребенку дается 30-40 секунд на то, чтобы запомнить, какие предметы лежали перед ним. Потом он закрывает глаза, а ведущий убирает одну или несколько вещей. Задача маленького игрока: понять, что именно исчезло со стола. Игру можно модернизировать, не убирая предметы совсем, а заменяя их на другие. В зависимости от возраста ребенка, можно увеличивать количество исчезающих предметов.
Игра 3: «Айда за покупками!»
Попросите ребенка купить в «магазине», роль которого будет возложена на ящики с игрушками, две машинки, красную и синюю, три вилки и сковородку, куклу и мячик. В процессе выполнения этого задания, малыш тренирует слуховую память. С каждый новым походом по «магазинам» количество покупок следует увеличивать.
Кстати, в эту игру можно сыграть и по-настоящему. Собираясь в магазин, напишите на листочке список необходимых товаров, проговорите их вслух, чтобы малыш слышал. А в магазине попросите его напомнить, что же надо было купить, так как список, якобы, забыт дома.
Ранее американские ученые доказали, что совместные рейды по магазинам полезны для детей.
Игра 4: «Танцуем вместе»
Обычно дети очень любят танцевать. Они еще не скованы страхом возможной негативной реакции общества, и потому они максимально свободны в своих действиях и проявлениях. Своеобразный «час диско» может стать доброй семейной традицией. Для того, чтобы танцы развивали ребенка не только физически, но и интеллектуально, нужна система движений, которой малыш должен следовать. Придумайте сами или воспользуйтесь уже сформированными уроками по танцам. Двигайтесь вместе с ребенком. Такая игра учит ребенка следовать правилам, концентрироваться на конкретной задаче, развивает зрительную память.
Игра 5: «Учим стихи»
Пусть малыш учит стихи как можно чаще, не только на Новый год или 8 марта. Благодаря ритмической структуре, стихи легко запоминаются, расширяют словарный запас малыша, тренируют память. Можно даже устраивать поэтические батлы в кругу семьи. А чтобы у ребенка был стимул к заучиванию, определите для победителя ценный приз, скажем, поездку в аквапарк.
Эксперты убеждены, что хорошая память – это, своего рода, формула успеха для человека. От способности запоминать информацию во многом зависят достижения в карьере, самореализации. Правда, они же подчеркивают, что, помимо упражнений на развитие памяти, важен полноценный, здоровый сон и качественное, сбалансированное питание. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий