Советы родителям

Памятка для родителей по составлению родословной.


В работе по составлению родословной используется принцип восходящего родства. Предлагаю, на мой взгляд, интересные идеи для оформления.

Гроздь винограда - это не только таблица восходящего

 родства, но и образ дружной, сплоченной семьи.

Радуга - как образ семьи, объединяющий яркие

 индивидуальности и включающий семь поколений.

Очень важно, чтобы на рисунке четко и наглядно выделялись 

поколения людей, составляющих род.

В качестве одного из вариантов предлагаю оформить рисунок 

в виде семейного или родословного древа.

 Как замечательно было бы, если бы вы не ограничивались

 тремя поколениями, а включали четыре и более.

 Хочется, чтобы вы знали цели и задачи деятельности по

 составлению родословной.

Основной целью является воспитание любви к своим родным,

 к семье. Хочу отметить разнообразие задач, решаемых в 

процессе этой деятельности. 

ЗАДАЧИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ХАРАКТЕРА

- Расширить представление о семье (у нее есть свои истории и 

традиции) .

-Формировать представления о родственных отношениях.

-Обогащать словарный запас терминами родства.

-Формировать элементарные представления о родословной.


 ЗАДАЧИ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ

-Воспитывать уважительное отношение ко всем членам семьи.

-Воспитывать уважение к труду взрослых.

Предлагаю вам познакомиться с терминами.

РОДОСЛОВНАЯ - история семьи, рассказ о своей семье, 

своем роде, своих предках.

 О семье и роде можно рассказать как словами, так рисунком. 

Ребенок должен знать, что он является не только членом 

семьи, но и членом своего рода, даже нескольких родов.

 РОД - родственники, имеющие одну и ту же фамилию, 

одного и того же общего предка.

 ПРЕДКИ - люди, родственники, жившие задолго до нашего

 рождения (старше прадедушек и прабабушек) .Дети, 

родители, бабушки и дедушки составляют отдельное 

поколение. 

ПОКОЛЕНИЕ - люди, родившиеся примерно в одно и то же 

время, примерно одного возраста.

 ОБЫЧАЙ - привычка, порядок, которому следуют каждый 

день. Обычаи складываются в традиции.


" Как отвечать на детские вопросы?"


  В основе многих детских вопросов лежит познавательный мотив. Дети задают их в силу своей любознательности, когда испытывают недостаток  знаний, стремятся их пополнить, уточнить, приобрести новые. Вопросы возникают у него при непосредственном ознакомлении с каким-либо предметами или явлениями, в общении с взрослыми и сверстниками, иногда является результатом собственных рассуждений.
  О чем же спрашивают дети? Об окружающих их предметах и явлений, о далеких планетах и звездах, космосе и т.д. Детям дошкольного возраста свойственна активная мыслительная переработка впечатлений об окружающем мире. Их вопросы направлены на уяснение связей, отношений между предметами и явлениями действительности; систематизацию своих представлений, нахождение в них аналогии, общего и различного.
    Важнейшее требование к ответам на детские вопросы – уважительное, бережное отношение к ним, стремление понять, что побудило ребенка спросить. Следующее требование – краткость, ясность, определенность ответа. При этом необходимо учитывать уровень умственного развития ребенка. Это требование часто нарушается, когда родители отвечают на вопросы о происхождении людей и т.д. Отвечая на такие вопросы, помните, что представление о времени и пространстве только начинают формироваться в дошкольном возрасте. Учитывая это, родители могут ограничиться сообщением отдельных фактов.
   Детские вопросы о том, откуда берутся дети, наиболее сложны для взрослых. Надо ли открывать детям тайну деторождения? А. С. Макаренко писал по этому поводу: «В таких вопросах не содержится еще никакого особенного полового любопытства, сокрытие тайны еще никаких переживаний и страданий ребенку не принесет. Если вы более или менее тактично отведете вопрос ребенка, отделаетесь шуткой или улыбкой, ребенок забудет о вопросе и займется чем-то другим».
  Отвечая на вопросы детей, побуждайте его к новым размышлениям, наблюдениям. Ответы на вопросы о взаимоотношениях между взрослыми и детьми (почему старшим надо говорить «Вы»? почему старших надо слушаться?) старайтесь строить так, чтобы воздействовать на чувства ребенка. Формируйте у детей представления о том, что взрослые много трудятся на работе и дома, воспитывают своих детей, потому что любят их. Дети в свою очередь тоже должны проявлять внимание к старшим, радовать их своим поведением. Такие ответы развивают у детей чуткое отношение к окружающим.        
Поощряйте самостоятельную мыслительную деятельность ребенка, отвечая на его вопрос встречным: «А ты как думаешь?» В ответ на вопрос ребенка постарайтесь вовлечь его в наблюдения за окружающей жизнью, почитать ему книгу, рассмотреть вместе иллюстрации.

Если ответы требуют недоступных пониманию, сложных сообщений, не бойтесь сказать детям: «Пока ты мал и не сможешь многое понять».

«Роль совместного творчества в семье»


Творчество детей — это мир ярких удивительных образов, с помощь которых они передают свои впечатления об окружающей их действительности.
  Многие родители считают: главное — восхищаться любимыми детскими работами, оберегая «внутренний мир» ребенка, давать возможность без всякого вмешательства с их стороны выражать свои мысли и чувства.
  Такое отношение к детскому творчеству ошибочно. Конечно, не следует навязывать ребенку свое видение, свои вкусы, но научить ребенка навыкам и умениям необходимо.
   Беседуя с родителями можно отметить: как правило, детское творчество раньше проявляется в тех случаях, когда дети наблюдают аналогичную деятельность взрослых и начинают им подражать.
   Детское творчество активизирует процесс обучения: развивающиеся в процессе творчества инициатива, самостоятельность и активность побуждают детей осваивать знания, навыки, умение, формируют у них способность к самообучению и саморазвитию.
Чтобы деятельность ребенка носила действительно творческий характер, необходимы определенные условия.
Прежде всего, связь обучения с жизнью: родители должны знать и понимать, что ребенка может заинтересовать, то, что связано с его непосредственным опытом и окружением. Важно также, чтобы новые знания и умения он мог применить.
А в связи с тем, что восприятие дошкольников является чувственным (для них важно потрогать, увидеть, «почувствовать» реалии этого мира), познание мира должно носить наглядный характер.
Для создания творческой атмосферы в семье необходимо также предоставление ребенку свободы. Родители должны учиться понимать своего ребенка, в приобщении ребенка к творчеству главную роль играет не методика, а терпение, понимание, деликатность, доброта и вера.
 Родители, приобщаясь к детскому творчеству, приобретают практические умения, благодаря которым они могут вместе с детьми заниматься и творить.
Во время осенних прогулок, изображая красоту осеннего леса, родители увлечённо вместе с детьми рисуют. Это ценно, как общение, ведь ничто так не сближает детей и родителей, как совместная деятельность и в то же время взрослый всегда имеет возможность помочь своему ребенку справиться с затруднениями, возникающими в процессе деятельности, а также увлечь, заинтересовать личным примером.
   Развивая творческие способности и творческую индивидуальность детей через разнообразную совместную деятельность, мы помогаем им осваивать мир красоты и добра. Совместно с родителями дети успешно овладевают основами изобразительной грамоты, которая открывает им путь к пожеланию изобразительного искусства и красоты окружающего мира.

 "Семейные традиции"



 Eсли есть у вас семья, и есть какие–то ежедневные ритуалы, которых с нетерпением ждет ваш ребенок или другие члены семьи, то без сомнения это можно считать семейными традициями вашей семьи. Традиции не обязательно известны всем вашим родственникам и соседям, они могут выражаться в обычаях, вещах, празднованиях памятных дат связанных с вашей семьей и во многом другом.
Семейные традиции сближают всех близких родных, делает семью семьей, а не просто сообществом родственников по крови. Кроме того, семейные традиции и ритуалы позволяют ребенку ощущать стабильность жизненного уклада: "при любой погоде" в вашей семье состоится то, что заведено; дают ему чувство уверенности в окружающем мире и защищенности; создают неповторимые детские воспоминания, о которых малыш будет когда-нибудь рассказывать своим детям.
Такое событие как смена социального статуса вашего ребенка 

может стать поводом для обзаведения или может быть 

возрождения семейных традиций. В этой статье я хочу 

поделиться некоторыми идеями относительно семейных традиций:

1. Семейные трапезы

(Завтраки, обеды, ужины) - замечательная традиция 

собираться всем вместе за одним столом для общения.

Общаться можно на любые темы, например, рассказать о 

событиях за день. Семейные приемы пищи дают чувство 

семейной сплоченности. 

Например, в нашей семье давно стало традицией устраивать 

вечернее чаепитие примерно за полтора часа до сна. К этому 

времени наш папа уже дома и дети с нетерпением ждут 

возможности побыть рядом с ним.

 Думается, что в условиях нашей жизни, когда оба родители 

вынуждены проводить много времени на работе даже такое 

совместное времяпровождение позволит нашим детям 

чувствовать любовь и заботу обоих родителей.

2. Совместный досуг

Хорошей традицией будет совместный досуг, например,

 можно поиграть в какую-нибудь настольную игру. Или

 отправиться на природу и активно провести время на свежем

 воздухе. В нашей семье совместным стал выезд на природу в 

выходные дни. Мы берем с собой бутерброды, напитки, свою 

собаку и едем в лес. Дети счастливы, что можно бегать и 

шуметь без ограничения, и мы счастливы, что можно не 

бояться машин или недоуменных и раздражительных 

прохожих.
3. Семейные праздники.

 В каждой семье совершенно свои особенные традиции

 празднования праздников. Но каждая из них окутана

 таинством любви, тепла и нежности семейного очага.

4. Семейный альбом, семейная родословная.

 Наша старшая дочь (5 лет) может до бесконечности долго

 спрашивать и слушать рассказы о нашей свадьбе и начала

 она этим интересоваться после того как мы повесили 
свадебные фотографии на стену. Для ребенка свадебное фото 
на стене - это целая сказка. Можно рассказать ему предысторию его рождения, когда папа познакомился с мамой. Такие рассказы сообщат малышу о незыблемости его семьи, о том, что мама и папа всегда были и всегда будут.

Также наши стены теперь украшают и портреты наших детей. 

Обязательно следует дополнить семейную галерею 

фотографиями всей семьи и ребенка, где он один. Основная 

мысль семейной фотографии - сплоченность, отдельной -

индивидуальность. Оба эти качества должны гармонично 

развиваться в малыше.

5. Зарубки на дверном косяке.

 Время летит очень быстро. Чтобы наглядно показать малышу 

процесс его взросления, можно ежегодно отмечать зарубками 

рост ребенка на дверном косяке. Прекрасно, если вы 

сохраните на память детские рисунки, поделки. У нас в семье 

набралась уже целая папка творений Прасковьи и думаю, мы 

будем продолжать пополнять коллекцию и конечно 

расширять за счет работ нашего Мишутки.

6. «Конверты любви» тоже могут стать традицией вашей 

семьи. Эта игра поможет рассказать друг другу о том, как вы 

важны друг для друга, как вы друг друга любите – именно то, 

что так редко, получается, сделать словами. А как важно это 

знать!

«Конверты любви» можно повесить на холодильник, на 

каждом написать имя владельца и поместить его портрет. В 

конверт можно положить записку друг другу, забавные 

открыточки. Младшим иногда можно положить конфетку.

 Дети могут рисовать взрослым рисунки. И все это можно 

делать тогда, когда вам хочется друг другу что-то сказать, 

поддержать кого-то из членов семьи или просто побаловать.

Детей можно хвалить за достижения, рассказывать им о их

 хороших качествах, о том, как вы их любите.

 Если интерес к процессу немного ослабевает, можно

 конверты на некоторое время убрать, а потом вернуть вновь. 

Эта традиция поможет вам стать друг другу ближе. 

Признаюсь честно, ничего такого в нашей семье не было, но идея мне очень понравилась, и я думаю попробовать внести ее в нашу семью. Пусть не в виде конвертов, но в форме маленьких липких листочков детям с небольшими рисунками на подушку, мужу – на чайник или на холодильник с пожеланиями удачного дня или хорошего настроения.

В заключение хотелось бы сказать, что формируя семейные 

традиции, не забывайте о чувстве меры: чрезмерно строгие

правила, по которым живет семья, не оставляющие детям 

никакой "свободы маневра", перенапрягают детскую психику.

Стоит помнить о том, что любые правила хороши, если они 

делают жизнь лучше, а не осложняют ее. Некоторым 

событиям в жизни нужно просто позволять свершиться, не подгоняя их под сценарии.

Да будет уютно и светло в Вашем доме!



 Консультация для родителей "Загадочная Луна".

Дети с восторгом рассматривают на небе Луну. Этот спутник Земли может стать интересным объектом изучения. Ведь Луна такая разная и постоянно меняется от едва заметного  «серпика» до круглой яркой красавицы.
Чтобы объяснить ребёнку причину этих перемен, обратимся  к нашей модели с глобусом (попробуем создать модель вращения Земли вокруг оси и Солнца, для этого понадобятся глобус и  какой – нибудь источник света, например свеча или настольная лампа и маленький мячик – «Луна»). Покажите юному астроному, как вращается вокруг Земли и что происходит с освещением. Объясните, что такое новолуние, полнолуние, растущая и убывающая Луна.
Чтобы лучше понять и запомнить фазы Луны, заведите с ребёнком дневник наблюдений, где каждый день будете зарисовывать Луну такой, какой она видна на небе.
Конечно, ребёнку будет интересно узнать, что находится на Луне. Расскажите ему, что поверхность Луны  покрыта воронками-кратерами, возникшими от столкновения с астероидами. Если рассмотреть Луну в бинокль, можно заметить неровности её рельефа и даже кратеры.
Проведите такой эксперимент. Насыпьте в чашку или тарелку горку муки. Теперь бросьте туда пластиковый шарик. Осторожно выньте шарик и получите подобие кратера. На Луне нет атмосферы, поэтому она не защищена от астероидов. А вот Земля защищена. Если каменный осколок попадёт в её атмосферу, он тут же сгорает. Хотя иногда астероиды бывают настолько крупные, что всё-таки успевают долететь до поверхности Земли. Такие астероиды называются метеоритами.   


Чем занять ребёнка в очереди?



Очередь — дело неприятное, но иногда нам приходится в них стоять не только самим, но и с детками. Чем занять ребенка в очереди и сделать время ожидания легким?
Многие родители выходят из себя, стоя в очереди с активным, изучающим мир ребенком — часто слышны фразы «стой спокойно!», «не крутись!», «не бегай!», «не… не… не… » и так далее и тому подобное. Возможно, у родителей нет понимания, что маленький здоровый ребенок просто физически не способен стоять спокойно! Это сложно и для взрослого, а для малыша, которого все интересует вокруг и энергия хлещет через край, подобное испытание просто не по силам! Но существует множество приемов, которые помогут ребенку и Вам спастись от скуки!
 Предлагаем несколько вариантов увлекательных занятий, которые помогут интересно и с пользой скоротать время не только карапузу, но и родителям:
§  «РАДУГА». Эта игра рассчитана на детей, которые знают цвета и умеют считать. В очереди обычно стоит множество людей, одетых в самую различную одежду. Предложите малышу посчитать количество людей, одетых в синюю или красную одежду. Посчитал? А теперь пусть посчитает, сколько «оранжевых» людей. И так далее по цветам радуги. В конце игры выясните, какой цвет в одежде самый популярный.
§  «ЗЕРКАЛО». Эта игра подвижного характера поможет размять тело и взбодриться. Выполняйте какие-нибудь движения, а ребенок пусть повторяет за Вами, будто он — Ваше зеркало. Обязательно меняйтесь ролями!
§  «ДИРИЖЕР». Суть этой замечательной игры заключается в умении управлять своим голосом и помогает овладеть такими понятиями, как громкость, высота звука и темп. Например, одна рука указывает на громкость звука, а вторая на темп. Выберите какую-нибудь хорошо знакомую песенку и пойте ее, ориентируясь на руки дирижера. Рука «громкость» высоко,  а «темп»- низко, значит, поем громко, но очень медленно. Если вы с малышом находитесь в месте, где особо не пошумишь, тогда вместо громкости используйте высоту звука. В этом случае петь нужно на обычной громкости, однако высота звука меняется от высокого писка до низкого баса. И не забывайте меняться ролями!
§  «АГЕНТ 007″. У настоящих секретных агентов очень хорошо развиты внимание и память! Проверим, какой секретный агент из Вашего малыша? Для этого необходимо, в течение нескольких секунд, посмотреть в какую-нибудь сторону и запомнить как можно больше деталей. Например: сколько людей стоит возле столба, сколько среди них детей, сколько одето в черное и т.д.
§   «СКАЗКА НА ДВОИХ». Отлично разовьет воображение и поможет весело провести время сочинение сказки. История может родиться абсолютно неожиданная и поможет Вам глубже узнать ребенка. Придумайте первое предложение сказки, а малыш — второе, и так далее по - очереди. Если ребенку сложно самому придумывать связанные предложения, тогда помогите ему наводящими вопросами. Например: «Жил-был человек в шляпе». Далее спрашивайте малыша «Как думаешь, где он жил?». Ребенок обязательно найдет интересный, а порой очень неожиданный ответ.
§  «ВООБРАЖАЛКА». Еще один способ развить правое полушарие мозга — воображать людей, стоящих в очереди, каким-нибудь животным, либо растением. Пусть малыш расскажет, на что похож вон тот дядя. Почему он его таким видит? В каком сказочном краю тот обитает и т.д.
§  «ГОРОДА». С детками постарше можно играть в старую добрую игру, хорошо известную всем нам с детства. Вместо городов можно вспоминать фрукты, овощи, живые и неживые предметы и так далее.
§  «РИФМОПЛЕТ» . Эта игра поможет ребенку научиться рифмовать. Для этого объясните ребенку правила, по которым рифмуются слова и приступайте к игре! По - очереди называйте слова и ищите к ним пару!

Используйте свое воображение, играйте, общайтесь с детьми! И будьте уверены, Вы сможете выдумать еще множество интересных и полезных занятий, которые превратят ожидание в очереди в самое настоящее сказочное действие!


Как воспитать в ребёнке помощника.




Мы привыкли к тому, что дети наводят дома хаос, раскидывают игрушки и не дают нам спокойно прибраться. В том, что малыш устраивает беспорядок, виноваты сами родители. Стоит всего лишь сменить тактику поведения, и вы не узнаете своего ребенка. 10 простых, но очень эффективных советов для умных мам.
1. Делать вместе
Распространенная мамина фраза: «Иди, поиграй, я занята» — серьезная ошибка на пути воспитания настоящих помощников. Занимайтесь домашними делами вместе. Посадите малыша рядом на кухне, дайте ему поучаствовать в лепке пельменей, измельчении салатных листьев, вытирании стола или перебирании гречневой крупы.
Поставьте рядом с взрослой гладильной доской ( игрушечную), и займитесь глажкой вместе с малышом. Не разграничивайте домашние дела и общение с ребенком, а объединяйте эти процессы. Например, во время совместной уборки можно одновременно рассказывать сказку о вещах, которые искали свое место, и наконец, благодаря маленькому волшебнику, нашли.
2. Отмечайте успехи
Волшебные слова, которые работают как с детьми, так и со взрослыми: «Только ты можешь сделать это по-настоящему хорошо!» Осознавая собственную неповторимость и значимость в вопросе сбора фантиков с пола или вытирания пыли с телевизора, малыш с радостью будет заниматься делом, в котором он отмечен как лучший из лучших.
3. Учитывайте характер
Старайтесь замечать склонности ребенка к тому или иному виду деятельности и доверяйте ему выполнять именно те задачи, которые ему по душе. Одним детям нравятся глобальные работы — мытье пола или работы по уборке территории вокруг дома. Другим — требующая сосредоточенности и тщательности сортировка книг или игрушек. Давайте каждому свое.
4. Играйте!
Скучные повседневные дела можно превратить в веселые игры. Укрощение пылесоса на территории отдельно взятой детской комнаты, мытье волшебных чашек и поиски клада в сумках с продуктами, принесенными мамой из магазина, — наверняка, таких приключений в жизни ваших детей еще не было.
5. Пусть помощь будет настоящей
Привлекайте ребенка к помощи там, где она вам действительно нужна, а не только чтобы занять или отвлечь его от шалостей.
6. Оставьте место для сюрприза
Дети любят делать родителям сюрпризы. Предоставьте им такую возможность, дав понять, как тебя обрадует неожиданная помощь с их стороны. Пусть помытая тарелка, накормленная кошка и застеленная постель станут для вас таким  сюрпризом. Не скрывайте своей радости и не скупитесь на похвалу.
7. Не рассчитывайте на идеальное исполнение
Сразу ожидать, что ребенок будет делать домашнюю работу идеально, не стоит. Ни в коем случае не ругайте его, даже если после уборки появился дополнительный мусор, который вам придется убирать. Конечно, поначалу за маленьким ребенком придется многое переделывать, но это необходимый этап на пути к прогрессу.
8. Дайте разобраться самостоятельно
Если ребенок долго выполняет домашнюю работу:
§  не вмешивайтесь
§  не подгоняйте
§  и, конечно же, не ругайте его.
Наберитесь терпения и дайте довести процесс до финиша. Иначе испуганный малыш в следующий раз откажется вам помогать, и маме придется всегда завершать инициативы ребенка: ведь в его голове не отложится тот факт, что любое начатое дело должно быть обязательно закончено.
9. Работа – не наказание
Домашний труд не должен быть наказанием за плохое поведение. Ребенок не должен думать, что ему нужно сложить игрушки или убрать свои вещи только потому, что он что-то натворил.
10. Не разделяйте обязанности на «женские» и «мужские»
И мальчики, и девочки должны уметь:
§  мыть посуду
§  убирать свою комнату
§  пришивать пуговицы
§  и даже забивать гвозди.

75 ярких воспоминаний, которые 

обязательно нужно подарить ребенку




Яркие воспоминания из детства остаются с нами на всю жизнь. Первая снежинка на ладони, первый мыльный пузырь, запах елки на Новый год — бесценные моменты познания мира.


Теперь мы можем подарить эти незабываемые мгновения нашим детям. Мы рекомендуем: сделайте это вместе с вашим ребенком, чтобы воспоминания о его детстве были счастливыми.


Пускать солнечные зайчики.


Наблюдать, как прорастают семена.


Вместе скатиться с высокой ледяной горы.


Принести с мороза и поставить в воду ветку.


Вырезать челюсти из апельсиновых корок.


Смотреть на звезды.


Заштриховывать монетки и листья, спрятанные под бумагой.


Трясти карандаш, чтобы казалось, что он стал гибким.


Дырявить льдинки, под струей воды.


Приготовить жженый сахар в ложке.


Вырезать гирлянды бумажных человечков.


Показывать театр теней.


Пускать блинчики на воде.


Рисовать мультфильм на полях тетради.


Устроить жилище в коробке от холодильника.


Плести венки.


Делать извержение вулкана из лимонной кислоты и соды.


Показать фокус с наэлектризованными бумажными фигурками.


Писать под копирку.
Сделать брызгалки из бутылок и устроить сражение.


Слушать пение птиц.


Пускать щепки по течению, рыть каналы и делать запруды.


Построить шалаш.


Трясти ветку дерева, когда ребенок стоит под ней и устраивать листопад (снегопад, дождик).


Наблюдать восход и закат.


Любоваться лунной дорожкой.


Смотреть на облака и придумывать, на что они похожи.


Сделать флюгер и ловушку для ветра.


Светить в темноте фонариком.


Делать осьминогов из одуванчиков и куколок из шиповника.


Сходить на рыбалку.


Оставлять отпечатки тела на снегу.


Кормить птиц.


Делать «секретики».


Строить дом из мебели.


Сидеть у костра. Жарить хлеб на прутике.


Запускать воздушного змея.


Крутить ребенка за руки.


Построить замок из песка. Закапываться в песок. Вырыть глубокий колодец, чтобы достать до воды.


Сидеть в темноте, при свечах

.
Делать чертиков из намыленных волос.


Дуть в пустую бутылку.


Повторять одно слово много раз, чтобы оно превратилось в другое.
Издавать победный крик каманчей.


Удивляться своей гигантской тени и играть с тенями в догонялки.


Прыгнуть в центр лужи.


Делать записи молоком.


Устроить бурю в стакане воды.


Закопать сокровище в тарелке с кашей.


Объясняться знаками.


Сделать носики из крылаток клена, ордена из репейника, сережки из черешен.
Дуть на пушинку.


Оставить травинку в муравейнике и потом попробовать муравьиную кислоту.


Есть заячью капусту, сосать смолу, слизывать березовый сок и кленовый сироп, жевать травинки.


Выдавливать формочками печенье.


Нанизывать ягоды на травинку.


Играть в циклопов.


Петь хором.


Починить любимую игрушку.


Пускать мыльные пузыри.


Наряжать елку.


Свистеть через стручок акации.


Смастерить кукольный домик.


Залезть на дерево.


Играть в привидений.


Придумывать маскарадные костюмы и наряжаться.


Говорить о мечтах.


Стучать в самодельный барабан.


Выпустить в небо воздушный шар.


Организовать детский праздник.


Смотреть на мир через цветные стеклышки.


Рисовать на запотевшем стекле.


Прыгать в кучи осенней листвы.


Начать обед с десерта.


Надеть на ребенка свою одежду.


Игрушечные войны – как научить 

детей делиться?



– Забери отсюда Аню! – доносится из детской крик четырехлетнего Арсения.

Стук падающих на пол кубиков, рассерженный рев сына и через секунду – громкий, на повышенной ноте плач годовалой Ани. От плиты с кипящим бульоном до комнаты, в которой остались дети, всего несколько метров, но мама все-таки не успевает предотвратить ссору. Любопытная, но не слишком ловкая Аня вновь сломала башню старшего брата, а он решил проблему простым для него способом: в гневе толкнул сестру. Теперь истерика у обоих: девочка больно ударилась, а мальчик обижен на то, что его игра разрушена.
Рядовая ситуация и вечная головная боль для тех, у кого больше, чем один ребенок. Яблоком раздора для братьев и сестер становятся игрушки, книги, качели, планшеты, подарки. Все, что хочется одному, сразу же становится нужно другому. И трудно сказать, кому приходится сложнее: старшему или младшему. Маленькая Аня тянется к постройке брата не потому, что хочет ее сломать. Просто ей кажется, что все вещи в зоне видимости автоматически принадлежат ей и стоят того, чтобы потрогать, разрушить, посмотреть, что получится, снова взять в руки: так маленький ребенок изучает мир. Старший же брат считает игрушку, которой занят в данный момент, своей собственностью, дорожит идеей строительства высокой-превысокой башни и желает играть без помех.

Если пустить ситуацию на самотек и надеяться, что дети разберутся сами, можно дождаться того, что в моменте «победит» сильнейший, и вовсе не обязательно, что им станет старший ребенок. Бывает, что, так и не научившись делиться вещами по собственной инициативе и не поняв, как решать конфликты, дети укрепляются во мнении, что действовать нужно силой, начинают жаловаться друг на друга, обманывать, брать игрушки тайком. Чтобы не допустить этого в будущем, родителям важно дать маленьким братьям и сестрам представление о «моем-чужом» и научить их делиться.

Семьи, в которых игрушечные конфликты происходят часто, со временем вырабатывают несколько правил:
- Игрушки, которые находятся в общей комнате/корзине/шкафу, тоже считаются общими.
- Кто первый взял игрушку, тот ею и занимается.
- У каждого ребенка есть личные вещи, которыми он вправе не делиться ни с кем (например, плюшевый мишка, с которым ребенок спит, или пластилиновый город, лепкой которого занимается уже несколько недель). Это правило не нарушается, даже если старшего ребенка нет дома: взять его вещь младший может только с разрешения старшего.
- Если игрушка интересная или индивидуального пользования, иногда стоит купить две одинаковые.
- Лучше дать ребенку какое-то время поиграть с новой вещью одному, чтобы он насытился игрой и позже мог безболезненно ею поделиться.
- Если у детей одна игрушка на двоих, они должны договориться: играть по очереди/ по таймеру/ по четным-нечетным дням.
- Если дети не могут поделить общую игрушку – она убирается из вида на какое-то время.

Обычно родители контролируют ситуацию и понимают, когда можно подождать, чтобы дети сами решили спорный вопрос, а когда стоит вмешаться в назревающий конфликт. Во втором случае важно не занимать сторону одного из детей, чтобы не провоцировать ревность и соперничество между ними. Задача родителей: предложить детям вместе найти выход из неприятной ситуации. Взрослые озвучивают, что происходит: «Вы оба хотите играть с роботом, но робот один, а вас двое. Что же можно сделать?» Дети могут сами найти вариант решения конфликта или родители могут предложить им несколько опций:
- поиграть по очереди по 10 минут каждый;
- вытянуть жребий: кто первый возьмет робота;
- поставить робота на полку на один час, а затем решить – кому больше хочется с ним играть;
- придумать совместную игру, в которой робот будет переходить из рук в руки.

Родители могут научить детей и еще нескольким полезным вещам:
Ждать своей очереди. Вне игровых ситуаций детям бывает полезно подождать, пока, например, тарелки с разрезанным для чаепития тортом сначала передадут старшим членам семьи, или пока мама и папа освободятся от дел, прежде чем поиграть. Так дети научатся терпеть некоторое количество времени, и в будущей игре им будет легче ждать своей очереди на игрушку.

Играть сообща. Поначалу это потребует вовлечения взрослых, ведь из-за разницы в возрасте детям сложно договориться самим, а взрослый способен организовать коллективную игру, во время которой малыши будут обмениваться игрушечной атрибутикой под присмотром мамы или папы и понимать, что делить игрушки не так уж сложно, зато играть вместе – веселее.

Спрашивать разрешения. Всем людям нравится, когда их спрашивают о чем-то вежливо. И если перед тем как взять чужую вещь, ребенок скажет «Можно поиграть с твоим мячиком?» скорее всего, ответ владельца будет положительным.

Меняться. Если младшей сестренке хочется поиграть с вещью старшей, подскажите, что можно на это время предложить сестре свою игрушку: «Давай, я дам тебе свою куклу, а ты мне разрешишь немного погладить твоим утюжком?» Даже если старшая девочка не захочет взять куклу, ей может быть приятно лишь от того, что сестренка захотела поделиться своей игрушкой, и она разрешит взять утюжок просто так.

Научить старшего ребенка предлагать малышу замену. Если маленький брат тянется к поезду, который ему не готов дать старший ребенок, сначала продемонстрируйте сами, как быстро и эмоционально отвлечь малыша другой игрушкой: «Ух ты, что это здесь такое? Смотри, кораблик! Какой он красивый, возьми его скорее!» Затем и старший брат сможет проделывать подобный трюк без вашей помощи. Просто подскажите ему сценарий.

Делиться с остальными членами семьи. Когда вы разрешаете детям попить чай из своей любимой кружки, даете попользоваться своим ноутбуком мужу, не возражаете против того, чтобы старшая дочь надела ваш браслет на школьный вечер, дети видят, что в одалживании нет никакой проблемы: вещь все равно возвращается к хозяину, а оба человека испытывают добрые чувства: тот, кто поделился – радость от того, что помог другому, а тот, с кем поделились – благодарность.

Как лучше повести себя маме заплаканных Ани и Арсения?

Главное правило – не вставать между двух огней, а поддержать обоих. Старшему ребенку сказать, что мама понимает его злость, и объяснить, что Аня уронила башню не нарочно, а из-за того, что пальчики у малышей не всегда их слушаются. А девочку – успокоить, ведь для нее толчок брата – тоже обида.

После того, как Арсений успокоится, можно поговорить о том, как организовать пространство для его личных игр и творчества, чтобы малышка не смогла порвать его рисунки или сломать ценные поделки, а также предложить ему убирать важные вещи на высокую полку до той поры, пока сестренка не научится аккуратно обращаться с ними.

А еще мама может укрепить в ребенке чувство старшего. Подсказать, что сын может выделять сестренке несколько своих игрушек и научить маленькую Аню, как с ними играть: ставить кубик на кубик, высыпать детали конструктора из самосвала, катать паровозик по рельсам.

Дети растут и учатся играть вместе. Но до той поры не нужно ругать и тем более наказывать их за то, что они не всегда готовы делиться игрушками. Желание на время отдать свою вещь другому человеку приходит постепенно. Однажды дети добровольно поделятся трансформером или кукольной коляской с братом или сестрой, и в их комнате наступит заветная тишина – это будет отличный повод за них порадоваться и обязательно похвалить.


Как сказать ребенку "нельзя": 8 

правил для родителей



Детям так хочется поскорее узнать этот огромный мир, но он не настолько безопасен, чтобы с легкостью разрешать ему делать все, что душе угодно.

Чтобы малыш не поранился, нужно вводить запреты. Но как это сделать, чтобы ребенок не обижался и следовал определенным правилам, установленным внутри семьи?

Чтобы научить кроху правильно реагировать на слово "нельзя", нужно следовать нескольким важным советам

1. Запрещайте, точно зная, для чего Вы это делаете. Настаивайте на выполнении запрета, ведь маленький ребенок сможет понять Вас только так.

2. Не окружайте малыша постоянными табу. Если их будет слишком много, даже взрослый человек не станет их выполнять, не говоря уже о ребенке. Чтобы такого не было, выберите пять предметов из недозволенных. Например, стол (нельзя залезать), телевизор и балкон (нельзя без мамы), мобильный телефон, плита. Все другие рискованные предметы лучше просто уберите из поля зрения.

Не повышайте голос, запрещая что-либо. Старайтесь воспринимать все происходящее с терпением и юмором, несмотря на серьезность ситуации и свое плохое настроение

3. Правила должны выполняться обязательно. В этом вопросе нельзя действовать, в зависимости от настроения. Все члены семьи должны поддерживать Вас во всех запретах. Ребенок должен знать, что "нельзя" - это "нельзя", а не "ну хорошо, сегодня можно".

4. Не ждите от малыша, что он будет следовать только словесным указаниям. Вам придется отвлекать внимание чада или насильно оттягивать его от опасного места. Необходимо строго сказать: "Нельзя!". При этом сделайте испуганное выражение лица и уведите малыша от опасного места или предмета.

5. Никогда не наказывайте отпрыска физически. Не нужно шлепать его по рукам, ногам, попе. Как только ребенок начинает ходить, он становится исследователем. Ручки помогают узнать, что стол гладкий, ножки - что трава мягкая и холодная, а попа - что пол твердый. Если шлепать малыша, можно отбить у него здоровое любопытство.

6. Давайте объяснение каждому своему "нельзя", даже если ребенок совсем маленький. Поясните, что розетку трогать нельзя, потому что там "живет ток, который очень больно кусается". Знакомьте малыша с запрещенными предметами: например, покажите, что иголка больно колется (легонько кольните кроху).

Главное в детском воспитании - чтобы малыш понимал, почему Вы ему запрещаете или разрешаете что-либо делать. Запретный плод всегда сладок, но при правильном подходе Вашему отпрыску он будет просто неинтересен.

7. На каждое "нет" предлагайте "да". Рисовать на обоях нельзя, но зато можно в альбоме, нельзя выходить на балкон одному, но можно вместе с мамой. Еще дети прекрасно усваивают понятия "твое - мое". "Нельзя брать очки, потому что они - бабушкины", "Нельзя брать удочки, потому что они - папины", "Это твое, и без твоего разрешения мы тоже брать не будем".

8. Не повышайте голос, запрещая что-либо. Старайтесь воспринимать все происходящее с терпением и юмором, несмотря на серьезность ситуации и свое плохое настроение.


Плаксивый ребёнок





Плаксивый ребёнок, вне всякого сомнения, может доставить немало хлопот родителям. Понятное дело, что без причины устраивать истерику никто не будет, только как выяснить эту причину и изменить ситуацию?

Если малышу ещё нет трёх лет, и он не может выразить свой дискомфорт словами, то плаксивость может быть вызвана физическим дискомфортом, таким как голод, перегрев или переохлаждение. Кроме того, дети часто испытывают чувство тревоги, если не ощущает внимания родителей.
 С таким слезами справиться легко – достаточно просто взять ребёнка на руки, отвлечь его любимой игрой или просто поговорить. Важно и соблюдение режима дня – сон, питание и прогулки в одно и то же время.


С возрастом ребёнок становится ещё любознательнее и активней. Каждый день он познаёт новую информацию, справиться с которой его нервная система может быть не готова. Отсюда и психологический стресс, который может перерасти в капризы и плач.
 Ему не хочется долго играть в одиночку. Если родители занимаются своими делами, малышу может показаться, что про него все забыли.
 Поэтому он напоминает о своём существовании громким плачем. Страх и беспокойство испытывает ребёнок, когда его начинают водить в детский сад. Там приходится привыкать к новым правилам, коллективу, распорядку дня. Слезами маленький человек выражает своё недовольство существующим порядком вещей, стремясь вернуть все назад.

Как же поступать взрослым, если их чадо всё чаще заходится в истериках? Сначала надо разобраться в ситуации. Если нет проблем со здоровьем, его никто не пугал и не обижал, то не нужно спешить жалеть и успокаивать ребёнка.
 Лучше спокойным тоном объяснить, что, когда он плачет, с ним невозможно разговаривать, и отправиться в другую комнату.
 Следует предложить ребёнку увлекательное занятие, способное отвлечь и проявить свою самостоятельность



1 комментарий:

  1. Здравствуйте Светлана! Очень интересный и познавательный материал, сразу видно Вы творческий и интересующийся педагог!

    ОтветитьУдалить